Воспитание навыков от 1,6 до 2 лет

28.08.2014 12:03

Воспитание навыков

У детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 мес необходимо воспитывать следующие умения и культурно-гигиенические навыки:
1) во время еды:
— мыть руки каждый раз перед едой;
— с 1 года 1—3 мес учить есть самостоятельно ложкой густую пищу, а с 1 года 5 мес — и любую пищу;
— есть хлеб одновременно с супом;
— есть только из своей тарелки;
— самостоятельно садиться на детский стул, который придвигает к столу взрослый, после еды по словесному указанию взрослого задвигать свой стул;
2) во время туалета поощрять самостоятельные попытки ребенка:
— при умывании подставлять руки под струю воды;
— при одевании, раздевании снимать колготки, расшнурованные ботинки.
3) учить проситься на горшок и спокойно сидеть на горшке до положительного результата. Приобретение этого навыка очень индивидуально: некоторые дети начинают проситься еще до 1 года, но большинство детей и после 1 года иногда еще не просятся, хотя при правильном регулярном высаживании редко бывают мокрыми, а тем более грязными;
4) воспитывать отрицательное отношение ко всему грязному: учить замечать грязное лицо, руки, нос, просить вымыть, вытереть, снять мокрые штанишки.
В возрасте до 1 года 3—4 мес надо обучать новым умениям путем совместного с ним действия: например, дав ребенку впервые ложку, помогать ему зачерпнуть в нее кашу и поднести ко рту; умывая ребенку руки, тереть ему ладонь о ладонь, держа его руки в своих, и т. п.
После 1 года 2—3 мес, когда ребенок в какой-то мере овладел некоторыми первичными элементарными умениями, надо переходить от совместных действий с ребенком к показу: «Вот так держи чашку, вот так вытирай ротик», показывает воспитатель и все свои действия обязательно совпровождает соответствующими словами. Это способствует развитию понимания речи ребенком и дает возможность в дальнейшем регулировать поведение ребенка путем речевой инструкции.
В возрасте от 1 года 6 мес до 2 лет содержание навыков усложняется:
1) во время еды:
— садиться за стол только с вымытыми руками;
— самому садиться на стул и вставать с него;
— есть аккуратно, не обливаясь, после еды пользоваться салфеткой (в основном при напоминании);
2) при умывании:
— принимать активное участие — самому мыть руки и мыть часть лица ладонью;
— с помощью взрослого вытирать лицо и руки;
3) при одевании, раздевании:
— снимать шапку, расстегнутое платье, штанишки, ботинки;
— натягивать колготки, надевать ботинки, шапку;
4) навык опрятности:
— закреплять умение ребенка проситься на горшок;
— знать место своего горшка, садиться только на свой горшок;
— при напоминании вытирать носовым платком грязный нос, самому вынимать платок из кармана и убирать в карман.
В этом возрасте, когда дети уже достаточно хорошо понимают речь и овладели многими умениями, надо обучать их, главным образом, разговаривая с ними: «ешь суп с хлебом», «сначала засучи рукава, потом будешь мыть руки».Детей в возрасте от 1 года 6 мес до 2 лет надо учить:

1) понимать назначение и основные качества употребляемых в процессах предметов, называть их (большая и маленькая ложка, сладкий кисель), понимать и называть действия (из чашки пьют, ложкой едят);
2) спокойно выполнять требования взрослых;
3) просьбы выражать только словами;
4) уметь недолго спокойно подождать, пока взрослый занят другими детьми или пока он накладывает следующее блюдо, достает нужный предмет и т. п.;
5) знать свое место за столом, место, где висит полотенце, место одежды для прогулки, свой горшок, говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте» и «до свидания» (при напоминании); выполнять простые поручения: «принеси», «дай», «убери на место».